Математика без зубрежки, или как научить ребенка думать головой. Как развивать логическое мышление ребёнка Как думать так чтобы был ребенок

Не знаю, как у вас, а у меня иногда бывает ступор, когда приближаются дни рождения племянников, потому что вопрос «что подарить?» - отнюдь не из лёгких. А поскольку регулярно мучиться по этому поводу мне порядком надоело, я решила обобщить все знания по детской психологии, которые у меня есть, изучила современный рынок детских товаров, посоветовалась со своей дочерью (ей 15, и она довольно разумная девушка, ерунду не скажет), и как результат – несколько, надеюсь, полезных советов о том, как выбрать подарок для девочки (мальчики – это совсем другой народ, о нём как-нибудь в другой раз).

Но в первую очередь давайте скажу, что точно не нужно покупать:

  • Не воспринимаются в качестве подарка «полезные» со взрослой точки зрения вещи: школьные принадлежности, например, или познавательные книги и диски. Исключение: если девочка страстно увлечена, скажем, химией, то написанная доступным языком книга на эту тематику вполне может ей прийтись по вкусу.
  • Повседневная одежда (особенно колготки, трусики, маечки, простые футболки, носки, пижамы и прочее). По мнению детей (кстати, вполне справедливому), все эти вещи родители и так должны покупать, вне праздников. Да, девочка позже поймёт, когда вырастет, что эти «мелочи» съедают заметную часть бюджета, и получить в подарок те же качественные колготки или труселя с кружевами тоже может быть приятно (хотя, чего уж там, хочется-то чего-то поинтереснее и пооригинальнее). Исключение: если это не просто одежда, а какая-то очень дорогая или необычная (например, колготки с особым рисунком, о которых девочка давно мечтала; или футболка с изображением любимого героя из мультфильма; или не обычная пижама, а кигуруми, и не просто носки, а «SuperSocks » с прикольными рисунками или надписями). Кстати, сюда же относится школьная форма – она может обрадовать только первоклассницу, да и то не всегда.
  • Также сомнительны в качестве идеи для подарка девочке так называемые «ванно-банные» принадлежности – гели для душа, шампуни, бальзамы, дезодоранты и т.д. Эти вещи тоже сами собой подразумеваются в любой обычный день, да и особой ценностью и привлекательностью у детей (даже у девочек) не пользуются. Исключение: если вы дарите эксклюзивный продукт (изумительной красоты мыло ручной работы) или дорогой продукт класса премиум-люкс, который просто так, без повода, девочке вряд ли будет куплен (но опять же, это не маленькому ребёнку, а уже скорее девушке, к тому же ценящей качественный уход за собой).
  • Не годятся на подарок девочке разнообразные безделушки и «красивые вещи» типа вазочек, шкатулок, статуэток, подсвечников, свечей и прочего, потому что с детской точки зрения (да и с точки зрения здравого смысла) особой ценности они не несут, а только захламляют пространство. Исключение: если девочка собирает коллекцию из подобных предметов.

Теперь перейдём к главному вопросу: как же выбрать подарок девочке, чтобы не разочаровать её и не опозориться самим?

Когда ребенок еще маленький, родители часто требуют слушаться взрослых, делать, как они говорят. Но вот проходит время, ребенок подрастает и родители ждут, что он будет думать и решать некоторые вопросы самостоятельно. Однако, если малыш привыкает делать все, что говорят взрослые, далеко не всегда в более взрослом возрасте он начинает мыслить самостоятельно. Как научить ребенка думать самостоятельно?

Главное – терпение

Часто родители проявляют . Ведь им некогда ждать, у взрослых много проблем и забот. Поэтому ждать, пока ребенок сформулирует мысль, решит, что делать, ответит на вопрос, им некогда. Это неправильно.

Очень важно, чтобы родители давали ребенку время. Может быть, потребуется полминуты, а может быть и десять минут, пока ребенок найдет ответ, обдумает его, решит, как действовать в конкретной ситуации.

Поэтому родители должны учиться терпению. Иначе ребенок, особенно если он флегматик, никогда не сможет выразить свои мысли. Следовательно, чадо не научится мыслить самостоятельно и принимать решения. А это будет очень мешать во взрослой жизни.

Задавайте ребенку вопросы

Причем задавая вопросы, не нужно знать на них ответы. То есть, даже если родители знают правильный ответ, они не должны считать, что этот ответ единственно верный. Важно не требовать от ребенка, чтобы он ответил именно так, как считает взрослый.

Например, если дочь и сын дерутся, стоит не просто (нельзя драться), но и выслушать детей. Важно узнать причину подобного поведения и не настаивать на своей точке зрения, а расспросить, что чувствует ребенок, почему он считает, что драка поможет решить проблему. Следует посмотреть на проблему глазами ребенка и вместе найти другой способ ее разрешения.

Надо дать ребенку возможность подумать и высказаться. А затем снова подумать уже о решении проблемы и исправлении ситуации. Не надо подсказывать, пусть ребенок сам решит, что будет лучше.

Будьте гибким и честным

Очень важно . Отвечать надо всегда честно, а не придумывать на ходу ложь, даже если она безобидная. И при этом надо быть честным самому. Родители тоже не должны обманывать. Если объяснение слишком сложное, надо просто подобрать максимально простые слова, чтобы ребенку было понятно. Но обманывать нельзя.

Кроме того, следует быть гибким. Чтобы ребенок учился мыслить самостоятельно, следует задавать ему вопросы об одних и тех же вещах по-разному. Это заставит чадо думать больше. Не стоит твердо стоять на одном решении или мысли.

Не подходить к мышлению ребенка со снисходительностью

Не стоит считать, что ребенок еще ничего не умеет, у него ничего не получится. Не следует принижать мышление малыша.

Если родители заранее думают, что чадо не сможет высказаться, не сможет сформулировать свои мысли, то ребенок со временем проникнется ощущениями взрослых. Постепенно у него может сформироваться комплекс неполноценности. Ведь ребенок поверит, что у него ничего не получится.

Что еще можно сделать?

Итак, если есть желание научить ребенка мыслить самостоятельно, последуйте советам:
ребенку надо – собственный отрицательный опыт учит лучше, чем объяснения. Если опасности нет, можно позволить ребенку что-то сделать (получить двойку, сломать игрушку) и увидеть негативные последствия. Ребенок должен сделать определенные выводы;
объяснять ребенку, почему существует запрет – если родители что-то запретили, значит, надо объяснить свои действия. Например, если нельзя играть со спичками, то это потому, что можно обжечься;
не пугать малыша и не давать фантастических объяснений – это неинформативно и не дает ребенку подумать, оперируя правдивыми фактами. Рано или поздно ложь родителей откроется, и ребенок поймет, что можно нарушить то, что раньше запрещали, пугая несуществующей бабайкой;
следует больше рассуждать вместе с ребенком, давать ему логические задачи – чем больше он будет размышлять, решать задачки обычного бытового характера, а также разные головоломки, тем больше он будет думать;
важно интересоваться мнением ребенка и всегда выслушивать его – даже если мысли кажутся неинтересными;
пытаясь найти решение любой проблемы, следует придумывать не менее трех способов решения. И ребенка надо обязательно приучить к этому. Это развивает мышление и помогает найти лучшее решение проблемы.

Для развития мышления ребенка важно давать ему больше свободы, относиться к его идеям с уважением, не торопить, когда он обдумывает ответ. И, конечно, больше общаться. Не помешают и логические игры, головоломки.

«Слушайся взрослых», «будь послушным»… Не пробовали подсчитать, как часто подобные фразы слышит ваш ребенок? При вручении подарков: «расти умницей, слушайся маму»; при каждой неудавшейся попытке что-то сделать: «Слушайся меня – я же тебя предупреждала!!!»… В общем, послушание взрослым – наверняка наиболее часто требуемое от ребенка поведение !

А что происходит во взрослой жизни? Оказывается, слушаться больше некого – потому что никто из окружающих и не собирается выступать в роли «наставника и поводыря»! Самым нужным оказывается как раз противоположное – умение мыслить самому ! Так как самостоятельно , при этом не теряя родительского контроля над ним?!

Правильна ли педагогическая стратегия «Слушай маму, она плохого не посоветует»?

Сразу скажем – добиться слепого послушания от ребенка проще, чем научить его мыслить и делать правильные выводы!

Вполне возможно старым как мир методом «кнута и пряника» с самого маленького возраста приучить ребенка к тому, что исполнять указания взрослых (и всегда действовать так, как было велено ранее в аналогичных ситуациях) – его неизбежная обязанность . Результат такого воспитания – «маменькин сынок» (во всех аспектах этого понятия)!

И тут у требующих послушания матерей обычно возникает вопрос – а почему же это так плохо?

Ведь я действительно приучаю ребенка к таким правилам поведения, которые помогут ему избежать ошибок , не попасть в сложную ситуацию и т.д.? И это чистая правда – мамы не хотят плохого своим детям и из самых добрых побуждений приучают их делать все правильно и хорошо!

В чем же ошибка – ведь послушный ребенок имеет больше шансов перенять взрослую мудрость, до которой сам додумался бы, вероятно, гораздо позже? А казус в том, что ребенок, действуя правильно, при этом может реально не понимать, зачем он это делает ! Условно говоря – не «я не стану играть со спичками, потому что устрою пожар», а «я не буду брать спички, потому что мамка узнает – убьет!».

До поры до времени система срабатывает – ребенок не совершает ничего плохого и неправильного. А потом однажды ему неизбежно приходит в голову мысль, что все запрещенное можно сделать тайно или даже явно и демонстративно – в виде протеста против немотивированного запрета, и т.д.!

Кроме того, ни одна мать не может гарантировать, что она «запрограммировала» своего ребенка на все возможные жизненные ситуации! В один прекрасный день случится что-то, на что надо будет отреагировать – а готового ответа нет, мама ни о чем подобном не говорила, надо думать самому !..

А ребенка не научили мыслить самостоятельно – и он делает глупую ошибку…

Вывод: на чужих ошибках не учатся .

Каждому ребенку надо совершать свои ошибки и нарабатывать собственный арсенал жизненного опыта! Именно так включается активное мышление, развивается логика и креативность .

Захотеть чего-то (умение прислушиваться к своим желаниям), подумать, как этого достичь (креатив, логика), попытаться сделать (активная жизненная позиция), возможно, ошибиться (опыт – понимание того, как что-либо действует), подумать и попробовать еще, добиться успеха или надолго запомнить, что вот так делать вообще не надо, последствия плохие!

Куда проще «послушному» ребенку: захотеть, получить затрещину и окрик, что этого нельзя, перехотеть пробовать что-то вообще, через какое-то время забыть родительскую нотацию и сделать глупость…

С какого возраста воспитывать самостоятельность мышления?

Необходимость научить ребенка мыслить осознают, в принципе, большинство родителей. Но насколько часто совершается совершенно нелогичная ошибка – родители до определенного возраста держат ребенка «на коротком поводке», а потом вдруг, в один прекрасный момент, решают, что он уже достаточно большой и нужно требовать от него самостоятельного мышления !

А ведь нереально хотеть от ребенка прямо противоположных вещей: выполнять приказы вопреки собственным желаниям и самостоятельно думать, зачем, как и что делать!

Учить ребенка мыслить нужно с самого малого возраста (разумеется, соизмеряя возрастные возможности).

Как научить ребенка мыслить, а не выполнять указания?

Думаю, каждый, кто хоть раз сталкивался с маленьким ребенком, уже подумал – разве возможно отказаться от требования послушания ? Дети постоянно куда-то лезут, проказничают и явно не вписываются в «правильное» (с точки зрения взрослого) поведение! И если дать ребенку возможность делать что угодно, то он наверняка быстро натворит каких-нибудь глупостей (хорошо еще, если безопасных!).

Это все так – разумеется, ребенок не может понимать всего, что знает о жизни взрослый, и информировать его надо!

Конечно, первые в жизни ребенка запреты базируются именно на ограничении его от тех опасностей , до которых он самостоятельно не додумается! Не надо хотеть от трехлетнего, чтобы он понял, к примеру, откуда в газовой плите берется огонь и почему нельзя поворачивать ручки на плите – но остановить его от игр с этим бытовым агрегатом необходимо!

Но все же, каких правил воспитания нужно придерживаться, желая научить ребенка мыслить самому?

  • По возможности, объясняйте ребенку, почему что-либо запрещаете (или наоборот, заставляете делать ), каковы отрицательные последствия неправильных действий. В примере с плитой – сначала остановите малыша, а потом хотя бы покажите ему, как сгорает в огне бумажка!
  • Дайте ребенку право на ошибку ! Во многих случаях собственный отрицательный опыт учит лучше, чем самые толковые пояснения! Так что, если непосредственной опасности это не представляет, позвольте ребенку попробовать что-то сделать неправильно и увидеть негативные последствия (сломать игрушку, обидеть приятеля, не выучить уроки и получить двойку и т.п.).
  • Если считаете, что пояснения какому-либо запрету давать рано, ребенок не поймет их в силу возраста, то хотя бы не мотивируйте запрет («увижу – дам ремня!»). Просто останавливайте ребенка каждый раз, как он будет пытаться сделать запретное – на какой-то раз он запомнит, что ему говорили «Не делай этого», и не сделает. А потом постепенно начнет задумываться – а почему именно не делать? Именно так ребенок учится мыслить – чего и стоит добиваться!
  • Не пугайте ребенка и не давайте фантастичных пояснений (типа «много знать будешь – рано состаришься!» или «Не ходи туда – там бабайка!»). Во-первых, это так же неинформативно, как запрет без пояснений, во-вторых, не дает ребенку подумать, оперируя правдивыми фактами. А рано или поздно невинная родительская фантазия вскроется, и ребенок радостно нарушит то, от чего его раньше сдерживала лишь наивность!
  • Рассуждайте вместе с ребенком, давайте ему логические задачи для обдумывания! Это можно делать просто в ходе обычного бытового общения: поднимайте всяческие темы — от «Что было бы, если бы собаки умели говорить» до «Как бы ты ответил, если бы тебя обозвали обидным словом в школе» (это уже сродни психологическому тренингу), и т.д. Чем больше малыш интересуется явлениями окружающего мира, тем легче ребенку научиться мыслить творчески и логически!

Научить ребенка мыслить самостоятельно можно лишь в том случае, если как можно чаще давать возможность ему это делать, не подменяя долгих (с точки зрения взрослого) рассуждений с самостоятельными выводами готовыми указаниями!

Копирование этой статьи запрещено!

Доктор философии, автор нескольких десятков книг для детей и родителей, официальный эксперт ЮНЕСКО, произвел революцию в детском воспитании и образовании, ведь он начал учить родителей не просто давать детям готовые ответы на любые, даже самые сложные и философские вопросы, а с малых лет развивать в них способность самим думать, анализировать, размышлять и находить ответы на все свои вопросы самостоятельно.

Заповедь 1: Упражняйтесь в терпении

В любой стране мира нетерпение родителей – главное препятствие к тому, чтобы дети думали. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился мыслить, вам нужно сперва поработать над собой, и самое важное упражнение для вас – упражнение в терпении.

Одна мама рассказала мне о своей проблеме. Ее ребенок ест медленно. Я спросил: где тут проблема? Она ответила, что ей нужно убирать, делать другие дела, а ребенок ее задерживает. Я сказал: это ваша проблема, не нужно путать ее с проблемой ребенка. Почему бы не дать ему есть медленно? Для мамы это было странно. Ведь в таком случае она не сможет контролировать ситуацию, а в отношениях с ребенком она хочет определять ритм действий».

Когда вы задаете ребенку вопрос, он может ответить на него не сразу, сказать «не знаю». Если вы нетерпеливы, вы будете говорить за ребенка (особенно если вы считаете, что все знаете).

На одной выставке ко мне подошла девочка. Я спросил ее, как ее зовут. Ее мама, которая стояла рядом, ответила за нее: «Маша». Я спросил маму, почему она отвечает за ребенка. На что мама сказала мне: «Она стесняется». Эта мама была нетерпелива и она считала, что она все знает (она знает, как зовут ее дочь и что та стесняется). Все, зачем ждать 30 секунд, просто чтобы посмотреть, что будет – что скажет или сделает ее дочь? Но говорить с мамой об этом было невозможно. Она элементарно не может создать пространство, где ребенок будет другиме.

Заповедь 2: Будьте невежественны, задавая ребенку вопросы

Это я узнал у своего учителя – Сократа. Он говорил, что когда ты ищешь истину, нужно быть невежественным. Секрет в том, что когда вы задаете ребенку вопросы (а вопрошание – это ключ к тому, чтобы заставить детей думать), нужно не знать ответы на них, даже если вы эти ответы знаете. Иначе вы будете требовать от ребенка, чтобы он сказал то, что вы считаете правильным.

Пример. Если вы спрашиваете ребенка, сколько будет два плюс два и хотите в ответ услышать только четыре, это проверка знаний, но не вопрошание, не мышление. Спросите ребенка: «Сколько будет два плюс два?» Когда он ответит (вне зависимости от правильности ответа), спросите, как он пришел к этому выводу. Может, это будет интересней, чем ответ «4». Проверить, выучил ли ребенок урок, и проверить, думает ли он – разные вещи.

Пример. Если ваш сын бьет свою сестру, вы можете сделать две вещи. Первое – учить его моральным ценностям: ей больно, нельзя бить сестру и т.д. (у родителей есть функция передачи моральных ценностей). Но есть и другой способ, как работать с конфликтом двоих детей – обнаружить, почему это происходит. Спросите сына: «почему ты побил сестру?» Допустим, он ответил, что она его беспокоит. «Что это значит? Конкретней: что она сделала?» – спросите вы. «Я хотел забрать у нее какие-то вещи», – сказал мальчик. «Если сестра не делает то, что ты хочешь, она тебя беспокоит. Может, есть что-то более законное?» – задайте ребенку такой вопрос. Идея в том, чтобы вы исследовали ситуацию, проблему, задавали ребенку вопросы, обсуждали. Если в споре участвуют двое детей, и вы начали выяснять у одного из них, что происходит, второй может начать перебивать. «Подожди, давай послушаем его, попробуем понять, что он говорит, - обратитесь к тому, кто перебивает. – У каждого из нас будет шанс сказать, и мы вместе попробуем понять, что произошло». Но если вы чувствуете, что вы не в правильном настроении, вы устали от того, что дети спорят, если чувствуете, что не можете уделить время на дискуссию прямо сейчас, ничего не делайте. Просто разведите детей в разные стороны и скажите, что разберетесь с этим позже.

Заповедь 3: Все родители плохие и несовершенные

Все мамы и папы плохие и несовершенные. Они говорят соседям и друзьям, что их дети прекрасные. Это их обязательство, но на самом деле родители часто разочарованы, они не знают, как говорить с детьми, но в глазах других людей они хотят выглядеть идеальными. Проблема – это не преступление, не грех, это просто реальность. Мы люди, дети - люди. Когда есть люди, есть проблемы, так как мы сложные существа. Поэтому родители всегда недовольны, они хотят того, чего нет, они думают о совершенстве и хотят быть лучше, быть номер один. Уберите перфекционизм! Это упрощает жизнь.

Заповедь 4: Не давите на детей своими ожиданиями

Большая проблема родителей – иметь ожидания относительно ребенка. Мы оказываем давление на детей, чтобы они достигли того, что мы ожидаем. Хорошо иметь моральные ценности и передавать их ребенку, но когда это становится одержимостью, вы делаете жизнь ребенка несчастной, и тогда это уже не имеет смысла. Хотеть чего-то – это не проблема. Проблема в одержимости, это буддийская философия.

Пример. Есть такая проблема: родители хотят, чтобы их ребенок был лучшим в классе. Но в классе 30 детей, и от каждого ребенка его родители хотят, чтобы он был лучшим. Тут небольшая логическая проблема: не каждый ребенок может быть лучшим. Кто-то должен принять, что его ребенок будет вторым или даже номер 30. Родители могут принять, что они будут номер 30, но не их ребенок. Потом такие родители приходят ко мне с вопросом: «Я не понимаю ребенка, он злится на меня». Я начинаю исследовать ситуацию, и нахожу, что родитель не может принять, что его ребенок не лучший. Но некоторым детям не нравится школа, некоторые – плохо учатся. У мамы есть рецепт: все, что ему (ребенку) нужно – больше работать. Ребенок воспитывается таким, что он неспособен принять неудачу. Потом мы имеем много подростков, которые кончают жизнь самоубийством из-за неудачных экзаменов.

Ко мне обратилась мама, чей ребенок не одарен в математике. Она видела в этом проблему. Я сказал: «Предположим, ваш ребенок плохо играет в хоккей. Вы бы навязывали ему, что он должен заниматься больше, чтобы стать чемпионом по хоккею?» Она ответила: «Нет, это не имеет смысла». «Если это не имеет смысла в хоккее, почему вы не принимаете это в отношении школы? – спросил я. – Ваш ребенок такой, какой есть. Школа это не конец света, хоть она и важна. Есть много людей, которые ведут прекрасную жизнь, но не являются чемпионами в школе».

Пример. Некоторые родители говорят: «Я просто хочу, чтобы мой ребенок был счастлив». Скорее всего, вы не очень счастливы и надеетесь, что ребенок сделает то, чего нет у вас. Родители не могут позволить себе, чтобы их ребенок был несчастлив. Тогда они не могут спокойно реагировать на плач ребенка. Они начинают устраивать цирк, бегут к ребенку, обнимают его. Проблема опять в компульсивном аспекте (одержимости). Ребенок упал, плачет. Может, он плачет, потому что был удивлен неожиданностью падения. Спросите его: «Тебе больно? Ты поранил что-то?» Вдруг он сразу перестанет плакать? Но если вы сразу схватите его, он начнет плакать сильнее, и в следующий раз он может использовать это.

Заповедь 5: Помните, что ребенок не игрушка

У родителей есть тенденция забывать о мышлении и просто следовать чувствам.

На одной книжной выставке, пока я говорил с девочкой, ее мама стояла сзади и играла с ее волосами. Когда мы с девочкой пытались что-то обсудить, мама целовала ее, обнимала. «Как она может думать? – спросил я у матери. – Она не может сконцентрироваться. Вы очень хорошая мама, но ребенок не игрушка».

Татьяна Фёдорова
Статья для воспитателей детских садов «Как научить ребенка логически мыслить?»

Как ?

Развитое логическое мышление – это не природный дар. Как показали многочисленные исследования, даже в тех случаях, когда ребенок имеет очень скромные задатки в этой области, развитием логики можно и нужно заниматься.

Размышление начинается с того момента, когда ребенок видит проблему и ищет ее решение. После оценки возможных вариантов мозг выносит какое-либо решение вопроса. Если у трехлетнего малыша критичность либо очень мала, либо совсем отсутствует, с возрастом ребенок учится мыслить логически и допускает меньше ошибок в выборе решения.

Думаю, каждый, кто хоть раз сталкивался с маленьким ребенком , уже подумал – разве возможно отказаться от требования послушания? Дети постоянно куда-то лезут, проказничают и явно не вписываются в «правильное» (с точки зрения взрослого) поведение! И если дать ребенку возможность делать что угодно, то он наверняка быстро натворит каких-нибудь глупостей (хорошо еще, если безопасных) .

Это все так – разумеется, ребенок не может понимать всего, что знает о жизни взрослый, и информировать его надо!

Конечно, первые в жизни ребенка запреты базируются именно на ограничении его от тех опасностей, до которых он самостоятельно не додумается! Каких правил воспитания нужно придерживаться, желая научить ребенка мыслить самому ?

По возможности, объясняйте ребенку , почему что-либо запрещаете (или наоборот, заставляете делать, каковы отрицательные последствия неправильных действий.

Дайте ребенку право на ошибку ! Во многих случаях собственный отрицательный опыт учит лучше, чем самые толковые пояснения! Так что, если непосредственной опасности это не представляет, позвольте ребенку попробовать что-то сделать неправильно и увидеть негативные последствия (сломать игрушку, обидеть приятеля, не выучить уроки и получить двойку и т. п.).

Если считаете, что пояснения какому-либо запрету давать рано, ребенок не поймет их в силу возраста, то хотя бы не мотивируйте запрет наказанием («увижу – дам ремня!» ). Просто останавливайте ребенка каждый раз , как он будет пытаться сделать запретное – на какой-то раз он запомнит, что ему говорили : «Не делай этого» , и не сделает. А потом постепенно начнет задумываться – а почему именно не делать? Именно так ребенок учится мыслить – чего и стоит добиваться!

Не пугайте ребенка и не давайте фантастичных пояснений (типа «много знать будешь – рано состаришься!» или «Не ходи туда – там бабайка!» ). Во-первых, это так же неинформативно, как запрет без пояснений, во-вторых, не дает ребенку подумать , оперируя правдивыми фактами. А рано или поздно невинная родительская фантазия вскроется, и ребенок радостно нарушит то , от чего его раньше сдерживала лишь наивность!

Рассуждайте вместе с ребенком , давайте ему логические задачи для обдумывания! Это можно делать просто в ходе обычного бытового общения : поднимайте всяческие темы - от «Что было бы, если бы собаки умели говорить» до «Как бы ты ответил, если бы тебя обозвали обидным словом в школе» (это уже сродни психологическому тренингу , и т. д. Чем больше малыш интересуется явлениями окружающего мира, тем легче ребенку научиться мыслить творчески и логически !

Лучше всего логика ребенка развивается при помощи игр. Играя, малыш легко и охотно выполняет задания. Для развития логического мышления подойдет любой стишок. Начните, например, с четверостишия про Таню, которая уронила в речку мячик. Взрослый может задавать наводящие вопросы, которые помогут ребенку подумать над сюжетом стишка.

Научить ребенка думать можно при помощи мультфильмов, рассказов и даже событий из жизни, которые можно обсуждать. Еще один эффективный способ – взять карточки с различными изображениями, выложить их в ряд и дать малышу задание связать картинки в единую логическую цепь .

Нарисуйте на плотной бумаге человека, животное или машину, не дорисовав некоторые детали, например, руки, колеса или хвост. Эти детали изобразите на другом листе бумаги и вырежьте их. Попросите малыша внимательно посмотреть, чего не хватает на рисунке, и приложить недостающие части.

У взрослых часто не хватает времени, чтобы заниматься с ребенком . В этом случае можно совместить домашние дела с развитием логического мышления у малыша . Например, вы можете вместе с ним приготовить обед. Попросите ребенка дать вам три картофелины, три луковицы, одну морковку и так далее. После того, как суп сварится, вновь перечислите, что и в каком порядке вы положили в кастрюлю.

Детям часто становится скучно из-за неумения думать целенаправленно. Если родители будут знать, как научить ребенка логически мыслить , это поможет избежать проблем в обучении в школе. Чем раньше родители научат свое чадо думать , тем быстрее у него сформируются интеллект, ответственность и серьезное отношение к жизни.

Научить ребенка мыслить самостоятельно можно лишь в том случае, если как можно чаще давать возможность ему это делать, не подменяя долгих (с точки зрения взрослого) рассуждений с самостоятельными выводами готовыми указаниями!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка не обижать других» Когда малыши начинают ходить и встречаться со сверстниками в разных ситуациях, они могут обижать других детей без какого-либо злого умысла.

Консультация для родителей «Как научить ребенка счету» Консультация для родителей: Как научить ребенка счету Детей необходимо учить цифрам по двум важным причинам. Первая из них заключается.

Консультация для родителей «Как научить ребенка различать цвета» Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка цветам». Подготовила воспитатель Карастилёва Л. Н. Многие родители знают, что ребенок.

Кроссворд «Кто живет в зоопарке?» Психологическая разминка для воспитателей детских садов Психологическая разминка для воспитателей детских садов Разместитесь поудобнее. Закройте глаза. Вам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом.