По следам буратино или как вернуть желание учиться. Дочь (14 лет) не хочет учиться, хамит родителям Сын 14 лет хочет учиться

Вот и приплыли: вчера еще старательный школьник и уверенный хорошист скатился до самого низшего порога успеваемости. Что случилось? Кто виноват в том, что ребенок совсем не хочет учиться?Что делать родителям? На это есть практические и вполне применимые советы психолога.

Причины на поверхности

Изначально не стоит впадать в раздумья и делать подробный анализ своего и ребенкиного поведения.

Возможно, причина лежит на поверхности:

  • переутомление;
  • неинтересная учебная программа;
  • увлеченность хобби.
  • Эти моменты могут ненадолго отвлечь ваше чадо от основного его занятия – учебы. Иногда такая передышка даже полезна, ведь монотонное исполнение всех школьных ритуалов, подготовка домашней работы, распорядок дня могут здорово утомить незрелый организм.

    Если ребенок не хочет учиться именно по этим причинам, то зная,что сделать для его отвлечения, советы психолога не понадобятся.Проведите день в «ничегонеделанье», съездите на экскурсию, посетите бабушку в деревне. Пусть картинка перед глазами изменится, глядишь, и появится интерес к немного опостылевшей учебе.

    Если же первое место заняло хобби – постарайтесь выделить для него четкое время. Тогда все остальные часы будут принадлежать исключительно учебе.

    Ребенок не хочет ходить в школу и учиться вообще? Возможно все намного серьезнее

    Психологи советуют: прежде чем что-то делать, надо максимально разобраться во всех тонкостях жизни своего ребенка. Что он думает, о чем мечтает, к чему стремиться? Эти простые вопросы иногда так трудно задать подросшему детке.

    Но это необходимо, ведь более глубокими причинами нежелания учиться могут быть:

    В данных ситуациях родителям можно посоветовать быть максимально чуткими по отношению к своему ребенку, ибо каждая из этих причин по отдельности – серьезная штука, а в комплексе – повод для нешуточного беспокойства и решительных действий.

    Возможно, без специалиста тут не обойтись, ведь часто между родителями и детьми присутствуютневидимые барьеры, которые мешают открытому диалогу. Не меньше может помочь и совет авторитетного для ребенка человека. Это может быть друг семьи, крестный, дядя, дедушка или старший брат (для мальчика), и бабушка, сестра или крестная – для девочки.

    Разобравшись с помощью советов психолога в том, что делают родители, если вдруг ребенок не хочет учиться, вам следует перейти к активным действиям. Заручитесь поддержкой всех членов семьи и постарайтесь в этот период быть как никогда дружными и любящими родными. Ребенок это обязательно почувствует!

    Добрый день, дорогие родители! Школьные годы и для вас, и для детей – большое испытание. Малыши и подростки не хотят учиться, прогуливают уроки, обманывают… В общем, делают все, чтобы не учиться.

    Но если на первоклассника еще можно «надавить» родительским авторитетом, то как быть с ребенком 12-14 лет? Если подросток не хочет учиться, что делать родителям, советы психолога дадут ответ на этот вопрос.

    Дорогие читатели, если вы адекватные родители, и по-настоящему любите свое чадо, то наверняка зададитесь вопросом: «Почему не хотят учиться дети?».

    Конечно, современные уроки в школе нельзя назвать увлекательными, интересными (за редким исключением). Они превратились в принуждение, обязательную программу, которую должны пройти все дети от 6 до 16 лет.

    Методические пособия по воспитанию малышей исписаны убеждениями в том, что обучение для ребенка нужно делать интересным, близким к игре, но в старшей школе на игры уже не остается времени.

    Учитель не всегда успевает даже доступно объяснить материал. О том, чтобы целенаправленно воспитывать любовь к своему предмету, уже нет и речи.

    Дети, не приученные к самодисциплине и не самостоятельные, теряют уважение к школе, учителям, пасуют перед трудностями, не видя в них смысла. Такова реальность. Но причины могут заключаться не только в этом.

    • Чрезмерная загрузка. Кроме посещения школы, многие дети ходят в кружки, клубы по интересам. Но и там нагрузка велика. В результате ребенок устает, ему уже ничего не хочется. Он мечтает только отдохнуть, погулять с друзьями. Спросите себя: есть ли у вашего подростка такая возможность? Дети в возрасте от 12 до 16 лет нуждаются в общении, они приобретают ценные социальные навыки. Не лишайте их этого удовольствия. Но общение должно быть обоснованным и дозированным, тогда оно будет полезным.
    • Тоталитарный контроль со стороны родителей. Если взрослые контролируют ребенка во всем, интерес к учебе и любому виду деятельности, в конце концов, пропадает. Если в работе нет самостоятельности, действия подростка становятся бездумными, он перестает ощущать себя личностью. Зачем учиться, к чему-то стремиться, если родители все давно решили за него?
  • Отсутствие контроля. Это другая крайность, которой тоже не должно быть в семье. Самостоятельность нужно развивать постепенно, доверяя малышу сначала простые вещи, а от подростка уже требуя помощи по хозяйству, проявляя желание выслушать и принять к сведению его мнение по поводу важных семейных решений.
  • Проблемы с одноклассниками или учителями. Если подросток чувствует себя изгоем в классе, его по какой-то причине учителя лишают своего внимания или относятся к нему пренебрежительно, рано или поздно он будет отказываться посещать учебное заведение. Уговорами здесь не поможешь. Нужен глубокий психологический анализ ситуации, беседы с педагогическим составом.
  • Что еще может повлиять на желание учиться?

    Но бывает так, что внешне ситуация кажется благополучной: ребенок старается, учителя относятся к нему хорошо, одноклассники уважают, а ходить в школу он все равно не хочет, юлит, врет, сопротивляется уговорам. Что делать родителям?

    Причины такого поведения могут проявляться на подсознательном уровне и состоять в скрытых физиологических или психологических потребностях, которые ни родители, ни сам подросток не осознает:

  • неблагоприятная ситуация в семье (родители ссорятся, ребенок ощущает себя ненужным);
  • физические недостатки (речевые, хромота, сутулость и т.д.), которые провоцируют развитие комплексов;
  • друзья и окружение (обратите внимание, как ваши близкие и семья в целом относятся к школе, учебе, как высказываются о потребности в образовании, о чем беседует подросток с друзьями);
  • вредные привычки (длительные прогулки со сверстниками, перерастающие в бродяжничество; компьютерные игры);
  • гиперактивность – это заболевание, которое обычно диагностируется в раннем возрасте и к подростковому возрасту уже находится под контролем взрослых, однако отдельные его проявления могут давать знать о себе (отсутствие внимания, неумение сосредоточиться, высидеть долго за партой).
  • Если причину удалось определить, стоит приступить к преодолению препятствий у подростка к учебе.

    Если взрослые не могут сами решить проблему, не лишним будет проконсультироваться с психологом. Психолог в такой ситуации должен рассмотреть две стороны: родителей и ребенка. И только на основании такого общения делать выводы и рекомендации, почему подросток не хочет учиться.

    Однако, если немного обобщить, можно дать следующие советы:

    И самый главный совет — ЛЮБОВЬ! Любите своего ребенка не за хорошее поведение или оценки, а просто так. Потому что он ваш, самый замечательный и прекрасный. Безусловная любовь ключ к успеху.

    Самое главное – помнить, что мы с вами, дорогие читатели, взрослые люди, и решение детских проблем нам должно быть подвластно.

    Как пользоваться дегтярным мылом и в каких случаях оно будет максимально полезно?

    Добрый день, мои дорогие читатели! Знаете ли вы, что такое дегтярное мыло? Может, когда-либо вы и встречались с этим названием. Пришло время познакомиться поближе. Это чрезвычайно полезный продукт, который подойдет каждому человеку. Итак, дегтярное мыло как пользоваться и в каких случаях?

    Тест на знание снега и снежинок. Результат вас удивит

    Всем большой предновогодний привет! Эх, как приятно, когда снег идет! У нас сегодня именно такая погода. А у вас? Так и хочется спеть песню: « Снег кружится, кружится, летает. ». И по этому поводу, почему бы не поучаствовать в небольшом тесте и выяснить что вы знаете о снеге и снежинках

    Какое выбрать имя, чтобы ребенок был счастливым?

    Доброго времени суток, дорогие читатели! Приветствую всех, кто ожидает пополнение в семье. Вы уже определились с именем будущего малыша? Помните: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Обычно вопрос, какое выбрать имя ребенку, создает множество конфликтных ситуаций в семье. Чтобы избежать раздо

    Дочь (14 лет) не хочет учиться, хамит родителям

    Здравствуйте! Моей дочери 14 лет. Учится перестала совсем, ничего не хочет делать. Ей ничего не интересно, книги не читает, только бы погулять. Все разговоры с ней проходят впустую. Мне хамит, не слушается, все делает наперекор.

    О нас — с ее отцом развелись 12 лет назад, но они общаются, хотя и нечасто. Уже 6 лет у меня новый муж, который очень хорошо относится к дочери, переживает за нее, скоро появится второй ребенок. Мы все делаем для того, чтобы дочь не чувствовала себя ненужной, лишенной чего-то. Но видимо что-то не так. Помогите не потерять дочь и обрести мир и покой в семье. Спасибо!

    Шендерова Елена Сергеевна

    Здравствуйте, Наталья! Ваша дочь сейчас в подростковом возрасте который как раз и характеризуется протестными действиями, желанием самоутвердиться и чувствовать себя взрослой и отношение к неё как к ребёнку только провоцирует её на это протестное поведение! Вам стоит поговорить с ней и разграничить обязанности и соответственно и ответственность за них! Т.е. дать ей эту самостоятельность, когда она сможет почувствовать себя взрослой, и то, что ей доверяют и отвечать за свои решения она будет сама. Например, доверьте ей какую-либо работу (либо по дому, либо покупку продуктов) и если она что-то не сделает и не успеет, то ответсвтенность на ней и обвинить будет некого! В этом возрасте довольно много проблем и корректировать ситуацию лучше исходя из конкретных ситуаций и рекомендаций именно под индивидуальную проблему. Если хотите можете обращаться ко мне — на очной встрече больше возможности собрать интересующую информацию, объяснить мотивы поведени и подобрать индивидуальные рекомендации — пишите или звоните — буду рада Вам помочь!

    Комарова Вера Леонидовна

    Ответов на сайте: 5119 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 55

    Наталия, девочка уже «лишена чего-то». Это — есть. Прекрасно, что она общаетеся с отцом, любой, даже самый чудесный Ваш новый муж не заменит родного.

    Ключевое событие — «скоро появится второй ребенок». Вспомните, когда дочь начала «все делает наперекор» и прочее, описанное Вами.

    Это и страх, что её станут меньше любить, и ревность, и злость на Вас. Это подсознательные чувства, а проявляются — вот так!

    Логвенкова Людмила Вальтеровна

    Наташа, вашей дочери 14 лет! Это самый золотой период для самоутверждения. Она старается стать взрослой. У них это так происходит, у подростков. Да, хамят, не слушают, не хотят учиться и т.д. и т.п. Мол, сам с усами, разберусь без некоторых! Купите книгу о подростках и все встанет на свои места. Ни в коем случае не кричите, не давите, не проявляйте агрессию-уйдет в себя. Только доброжелательным ровным отношением к дочери, Вы сохраните мир в семье. Но год-два прийдется потерпеть. Удачи вам и терпенья. Если совсем будет плохо, обращайтесь.

    Уманская Анастасия Андреевна

    С одной стороны Ваша дочь сейчас переживает подростковый период, который для всех проходит по-разному. Можно предположить, что причина трудностей именно в этом. Подростковый период отличается потребностью подростка в принятии самостоятельных решений. И тут важно дать ей достаточную свободу, но и возможность самой отвечать за последствия этих решений. Сейчас для нее очень важно Ваше доверие и любовь. Поверьте, разговоры о будущем и увещевания совсем не так воспринимаются подростками.

    Еще одна возможная причина такого поведения дочери — возможный травматический опыт, о котором Вы не знаете. По каким-то причинам она не делится с Вами своими переживаниями, а замыкается в себе. Особенно в пользу этого говорит резкое изменение поведения. К сожалению, Вы не пишете, как это в Вашем случае. Я искренне надеюсь, что то, что происходит с Вашей дочерью — это обычный подростковый период, но для уверенности рекомендую очную консультацию с психологом, чтобы исключить высказанную выше гипотезу о пережитой травме. Ведь если это так, то чем раньше начать реабилитацию, тем легче пройдет процесс восстановления.

    Буду рада помочь Вам.

    С уважением, Анастасия Уманская.

    Сборщикова Ксения Игоревна

    Здравствуйте, Наталия! Все, что Вы описали — нормальные проявления кризиса переходного возраста. Конечно, это тяжело. И Вам с мужем и, я Вас уверяю, Вашей дочери. Важно, как уже писали коллеги передать ей ответственность за ее поведение, предоставить ей возможность решать возникающие в ее жизни проблемы, чтобы она могла на собственном опыте научиться разумному и ответственному поведению. Во-вторых, (не менее важно) всеми доступными способами говорить, проявлять, подчеркивать свою веру в нее, любовь и уважение. Даже если она не обращает на это внимание, отмахивается, «хмыкат», ей это очень важно. И наконец, не забывайте о себе, своих желаниях и потребностях (не только в связи с Вашей беременностью), но и как важный, в том числе и для дочери, опыт самоуважения и заботы о себе.

    А еще есть чудесная книжка «Ваш беспокойный подросток» Байярд Р., Байярд Дж.

    Что делать, если подросток не хочет учиться

    Причина 1 . Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня – нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей – пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума.

    Маленький совет . Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.

    Причина 2 . Отсутствие интереса к учебе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одаренные дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Еще сильнее снижает интерес к учебе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребенка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости и т.д.). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея легкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.

    Маленький совет . Если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?

    Причина 3 . Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него пет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

    Маленький совет . Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию К лучшему Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией.

    Ребенку 14 лет не хочет учиться, что делать

    Уважайте покой ребенка. Не критикуйте, если он погрузился в свои мечты и не переходит к какой-либо результативной деятельности. Мозгу нужен отдых, чтобы осмыслить накопленный опыт и создать условия для восприятия новых впечатлений. Правильное питание при нарушениях концентрации обязательно.

    Аминокислота тирозин является основой для образования нейротрансмиттеров в нашем мозге. Нехватка тирозина приводит к тому, что клетки мозга теряют взаимосообщение. Пищевые продукты с высоким содержанием тирозина - это, например, птица, молочные продукты, бобовые и орехи. Это вещество может быть синтезировано и самим организмом, если он получает достаточно фенилаланина (из моркови, свеклы, помидоров, яблок и ананасов) .

    Линолевая и линоленовая кислоты - ненасыщенные жирные кислоты, влияющие на обучаемость и память. Они содержатся в первую очередь в растительных маслах.

    Витамины группы В выполняют важные задачи при деятельности мозга.

    Магний участвует в передаче нервных импульсов и способствует преобразованию сахара в энергию. Железо необходимо для образования гемоглобина. У детей и женщин нехватка железа является наиболее распространенной причиной усталости, проблем с обучением и концентрацией.

    Цинк влияет на работу биохимических связей между отдельными клетками мозга. Концентрации внимания могут помочь базилик, розмарин, чабрец, тмин, корица, гвоздика и тимьян. Создайте сыну свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле. Ваша вина в том, что вы упустили время, когда нужно было «брать быка за рога».Да и учителям дела до учеников нет.

    Сейчас колледжи есть и автомобильные и компьютерные и строительные и художественные, выбор большой, знания дают и готовят к жизни, а в школе сейчас бардак после 6 класса начинается.

    После колледжа поступить в Вуз тоже можно, так же сдать ЕГЭ или по направлению без экзаменов часть студентов идёт.

    2)ввести оплату труда

    3)не пускать в интернеты и не давать заниматься прочими б-гомерзкими вещами

    4)отправить на работу.

    5)объяснить что-такое егэ

    У меня бросил школу, ушёл в училище — что делать, в школе вообще ничему не учат. .

    Есть, мне кажется, выход — занимайся с ним уроками сам, при этом точи и точи, что учиться надо — необразованные узбеки метут подъезды и сопли в зарплату растирают по лицу.

    Моему сыну 15 лет, не хочет учиться

    Здравствуйте, Светлана! Вы видите, что от того как бы Вы с ним ни говорили, но ничего не меняется. У него сейчас подростковый период, когда он осознает, что уже не ребёнок, а с другой стороны ещё и не взрослый — возможно, ему важно себя отстоять — он может и сам понимать к чему все может прийти, но не будет выполнять это лишь потому, что Вы ему об этом говорите — ему может быть важно, чтобы это было его решение. Вы можете ему открыто озвучить — что Вы осознаете и признаете, что он вырос,что Вы принимаете и его позицию, что ему предстоит самому решать куда направлять свою жизнь и Вы не можете это сделать за него, что готовы отпустить его и принять его решения и выборы. Все зависит от него — куда он решит идти — учиться,работать, это уже его выборы. Позвольте ему проявить себя — ведь постоянные разговоры, примеры ничего не дают — он может от этого закрываться. Отпустите — ему предстоит самому начинать принимать решения и получать последствия — только это его научит, только испытанный на себе его опыт.

    Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва

    Исаева Ирина Владимировна

    Вы можете задать вопрос другим психологам

    Здравствуйте, Светлана! Когда ребенок не хочет идти в школу, готовить домашние задания и вообще учиться, и при этом в чём-то очень хорошо и с удовольствием разбирается (как Ваш сын — в компьютерах), это всегда означает, что у него внутри скопилось много напряжения и он не может и не знает, что делать с этим напряжением, потому что он его плохо осознает или вообще не осознает. Связано это либо с ответственностью, которую на него возлагают взрослые, а он еще не готов взять её на себя в том количестве, в котором ему её предлагают, либо с нарушением границ в его жизни. В любом случае, здесь без помощи хорошего психолога не обойтись! Обратитесь в ближайший психологический центр в Вашем районе и Вам с сыном окажут бесплатную помощь. Если у Вас есть деньги для оплаты услуг частного психолога, то ищите специалиста гуманистического направления — гештальт-подход, экзистенциальный анализ или логотерапия, бодинамика, у которого есть большой опыт работы с подросткам

    Подросток не хочет учиться: что делать и как заинтересовать?

    Если вы воспитываете подростка, то знаете, как трудно бывает привлечь его к учёбе. Большинство из них не нуждается в том, чтобы им помогали ходить по магазинам, играть за компьютером или общаться с друзьями. Но когда дело касается выполнения школьных домашних заданий, ваш толчок к учёбе как раз и определит разницу между отличником и отстающим ребёнком. Предлагаем вам несколько способов, как заставить подростка учиться.

    Постарайтесь выяснить, почему учёба неинтересна

    Как узнать, почему ваш подросток не хочет учиться? Есть много причин, по которым он или она откладывают выполнение домашних заданий и игнорируют требования учителей. Возможно, другие дела отнимают всё время?

    Общение в соцсетях и посиделки с друзьями хороши в меру. Или ребёнка захватили видеоигры? Что бы это ни было, если вам ясно, куда уходит время и внимание, это уже облегчит вам работу, как убедить вашего подростка учиться.

    Как хорошая мать, вы должны знать, чем заинтересовать дочку или сына. На первых порах вы можете наблюдать, но не вторгаться в личную жизнь подростка, не используйте слежку и проверку аккаунтов, смартфона и прочее. Однако вы имеете право расспрашивать, где и с кем ребёнок проводит время, а также ограничивать его досуг.

    Помните, что доверительные отношения играют огромную роль в воспитании, создайте такую атмосферу, когда вы доверяете ребёнку, но при этом займите строгую позицию - если ваше доверие будет обмануто, подросток должен понимать, что это только его вина.

    Учитывайте особенности характера

    В некоторых ситуациях гораздо большее значение приобретают эмоциональные факторы. Один из способов, как заинтересовать подростка учёбой, заключается в повышении мотивации. Это работа, достойная настоящего психолога, но хорошие родители справятся и с этим.

    Направьте усилия на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть в себе негативный фактор, который не даёт ему достичь успехов в школе.

    Вы можете получить ценный совет, если обратитесь к учителю, хорошо знающему ученика и его слабые стороны:

  • лень;
  • перфекционизм;
  • прокрастинация;
  • низкая самооценка;
  • плохая концентрация;
  • незнание последствий.
  • Обсуждайте вместе, что произойдёт в будущем, если не взяться за образование прямо сейчас. Применяйте индивидуальный подход: неконтролируемого трудного подростка можно припугнуть рассказами о специальных школах и интернатах, а ранимого (не бунтующего, а подавленного своими неудачами в школе) лучше поддержать и настроить на позитив, мол, всё получится, но надо стараться.

    Бунт и депрессия одинаково плохо сказываются на учёбе, но имеют совсем разные корни, и общаться нужно, учитывая эту разницу. Отчаявшись наставить своё чадо, вы можете поддаваться мыслям, куда бы отправить учиться трудного подростка, но знайте - это крайние меры для детей из неблагополучных семей.

    Лучше обуздать негатив самостоятельно, чем признать своё поражение и отдать ребёнка в интернат. По крайней мере, вы должны точно знать, что сделали всё возможное.

    Поддерживайте позитивное общение

    Подростки очень чувствительны в отношении замечаний и критики. Чтобы убедить подростка учиться, необходим контроль родителей, но его можно вести по-разному. Испытайте позитивную технику контроля.

    Когда вы видите, что сын занят правильными делами, старается, собран и настойчив на занятиях, получает хороший результат - обязательно выскажите одобрение в правильной форме. Это значит, что вам стоит хвалить действия, а не человека.

    Точно так же, если сын сообщил, что провалил важный тест в школе, соберите всё своё терпение, чтобы не выругать его, но при этом вы можете высказать спокойным голосом, что недовольны этим результатом (а не сыном). Это создаст более здоровую атмосферу в семье и убережёт ваши с детьми отношения от конфликтов и ссор.

    Проследите влияние друзей

    Наверняка у ваших детей есть школьные товарищи, которым плевать на правила, их будущее и то, выполнена ли домашняя работа или нет. Их влияние нельзя недооценивать - дети слишком быстро перенимают плохой пример, особенно если хотят казаться « своими » в компании сверстников. Подросток не хочет учиться, потому что это « не круто »?

    Объясните, что можно быть « крутым » и одновременно иметь высокий балл по школьным предметам. Рассказывайте истории своих знакомых, как они справлялись с учёбой, когда были школьниками. Если у вас нет подходящих примеров, вспомните себя и свои проблемы.

    Поделитесь собственным опытом и чувствами, которые у вас тогда были. Это окажет поддержку вашему ребёнку и поможет ему воспринимать вас не как « надоедливого взрослого », а как друга и родственную душу. Эмоциональная близость с членами семьи очень важна для поддержки.

    Ограничивайте время за компьютером

    Если ваш сын или дочь работают за компьютером, убедитесь, что они не «висят» в интернете, вместо того чтобы учиться. Предупредите, что будете время от времени проверять историю просмотров в интернет браузере, объясните, что не собираетесь лишать их личной жизни и досуга, а всего лишь хотите помочь не стать зависимым от онлайн общения.

    Не переходите на личности, не устраивайте скандал, если дети нарушают ваши запреты (а они будут их нарушать!), просто предупредите, что заблокируете доступ к их любимым сайтам или интернет подключение, и не бойтесь сделать это в действительности, если ваши правила игнорируются.

    Как ещё помочь подростку хорошо учиться? Иногда они впадают в состояние, в котором им просто не хватает энергии, толчка, чтобы взяться за дело. И таким толчком будете вы: ласково и доброжелательно, но настойчиво вы можете отправить своего сына или дочь за стол, принести ему (ей) рюкзак с учебниками, попросить начать учить уроки немедленно.

    Это кажется слишком простым и очевидным шагом, но во многих семьях именно такие толчки помогают детям добиваться лучших результатов в школе.

    Не раздражайте советами, не критикуйте, просто придерживайтесь простых указаний: « начинай прямо сейчас », « открой книжку и читай », « твой стол ждёт тебя » и прочее. Откажитесь от чтения моралей и приказного тона - это всегда вызывает только протест.

    Если нужно вступить в спор, не давите авторитетом (« я старше и лучше знаю »), не переходите на крик, а используйте тактику « мозгового штурма », когда каждому из оппонентов разрешено высказывать любые мысли по теме без страха получить критику в свой адрес. Ваш ребёнок спорит? - Отлично! Только пусть приводит аргументы, а не высказывает обиды и капризы.

    Пресекайте попытки вызвать в вас чувство вины и призывайте к нормальному и конструктивному диалогу, тогда у вас всё получится.

    Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

    В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

    Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

    Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

    Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

    Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

    И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

    Подросток хочет учиться!

    Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

    Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

    Во что это выльется

    Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

    А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

    Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

    Другие причины

    Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

    Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

    Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

    Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

    В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

    Важный возраст

    Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

    Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

    «Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

    Наталья Родикова (Naтинка)

    для журнала «Дорогое удовольствие »

    Что делать, если ребенок не хочет учиться? Этот вопрос себе обычно задают родители чада от 7 до 14 лет. В старших классах у детей возникает сознательность и определенная ориентированность на будущее. Появляется больше дополнительных стимулов для учебы: не просто хорошо окончить школу, но и суметь поступить в институт. В младших классах и среднем звене у ребенка еще в достаточной мере не развиты такие качества как сознательность и ответственность. Научить сына или дочь эффективным методам восприятия и запоминания информации, которая преподносится в школе – прямая задача родителей. Младший школьник оказывается еще не в состоянии самостоятельно руководить процессом обучения, его этому необходимо учить, так же как и буквам. Подросток слишком сильно сконцентрирован на собственных переживаниях, чтобы помочь самому себе в нужный момент. Когда ребенок начинает что-то новое, он становится особенно уязвимым и восприимчивым к внешним факторам. Любая обида, насмешка, конфликт с учителем или одноклассниками, недружелюбный настрой в классе могут повлиять на его эмоциональный фон и сформировать негативное отношение к учебе.

    Помощь родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочери разобраться с трудным материалом, преодолеть комплексы и имеющиеся страхи, и такая поддержка является бесценным даром. Мало только научить его или ее различать буквы. Ребенок 10-11 лет жизни тратит на то, чтобы научиться понимать предметы, изучать окружающий мир и все, что происходит вокруг него. Советы психолога обязательно пригодятся тем, кто воспитывает сына или дочь, у кого дети учатся в школе.

    Причины

    Любой психолог знает, что под нежеланием ходить в школу у детей 10,11, 12,13,14 лет скрываются глубокие проблемы, связанные с адаптацией в коллективе и самооценкой. Во многом проблемы в школе обусловлены плохой успеваемостью и конфликтами с одноклассниками. Если родители задались вопросом, почему ребенок не хочет учиться, прежде всего, нужно отказаться от мысли обвинять своего сына или дочь. Вместо того, чтобы сердиться и ругаться, помогите маленькому человечку разобраться в себе, осознать важные для его восприятия мысли. Когда ребенок поймет, что самые близкие люди на свете не собираются в чем-то его упрекать, станет легче. Вполне может быть, что он поделится с вами своими страхами и трудностями.

    Учителя и одноклассники являются теми лицами, с которыми ребенок много часов контактирует в течение дня. Разумеется, взаимодействие не может обходиться без непониманий и конфликтов. Когда происходят ссоры со сверстниками, они могут глубоко ранить вашего сына или дочь, заставлять чувствовать себя несчастным. Родители в любом случае должны оказать поддержку, научить чадо бороться с трудностями. Пусть он обратится к вам 12-13 раз на дню за советом, вы должны быть готовыми. Это не то же самое, что учить первоклассника буквам.

    Что делать

    Советы психолога особенно пригодятся тем, кто основательно решил действовать, а не пускать процесс научения ребенка на самотек. Это очень серьезный вопрос. Научить любимого отпрыска буквам вряд ли у кого-то вызовет особенные затруднения, зато, когда он прогуливает школу, устраивает там скандалы или систематически получает плохие отметки, возникает серьезный повод задуматься о воспитании. Значит, где-то вы неправильно воздействуете на ребенка, потакаете его слабостям. Первым признаком, что в школе что-то идет неблагополучно, является то обстоятельство, когда сын или дочь перестают делиться с вами происходящими событиями. Говоря иными словами, ребенок скрывает от родителей свое участие в школьной жизни. И сколько бы ему ни было лет – 12 или 14 – он все равно нуждается в родительской поддержке.

    Младший школьник

    Ребенок 7-8 лет еще не может полностью отвечать за свои поступки. Его необходимо учить принимать на себя ответственность, а не только буквам. С такого малыша нельзя спрашивать так же, как с 12-летнего. Сам процесс обучения в школе для него сродни времяпрепровождению в детском саду, от которого он еще, вполне вероятно, не успел отвыкнуть. 12 лет- это возраст, когда можно спрашивать и требовать, в 7 лет сын или дочка еще не обладают достаточной социальной зрелостью.

    Как ему можно помочь? Делайте уроки вместе с ребенком. Стоит проконтролировать его домашние задания, степень подготовки к каждому уроку. Обязательно просмотрите тетради, отследите, насколько правильно он пишет буквы. Само по себе знание букв не гарантирует, что сын или дочь будут получать хорошие отметки. С младшим школьником родители обязательно должны заниматься, тогда в последующих классах он выйдет на отличный уровень. Не ленитесь повторять одни и те же правила правописания с малышом по 12 раз. Все усердия в итоге будут вознаграждены.

    Подростковый период

    12-14 лет – самый сложный возраст. Это время, когда меняются приоритеты, формируется собственное мировоззрение, растет и развивается индивидуальность. В районе 13-ой годовщины очередного дня рождения ребенок перестает ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит. Он теперь все решения хочет принимать самостоятельно. Сын или дочь обязательно проявят благодарность, если вы будете интересоваться не только, как идут дела в школе, но и их личными достижениями. Поверьте, для подростка это крайне важно. Если вы заметили, что сын совсем запустил учебу, витает где-то в облаках и постоянно о чем-то думает, поддержите его. Он не должен прийти к выводу, что родителей интересуют только оценки. Во всем подчеркивайте его достижения, давайте дельные советы. Крайне важно суметь сохранить контакт и доверие с подрастающим ребенком, чтобы вы всегда могли знать, что с ним происходит. Иначе родители просто не смогут помочь своему чаду в нужный момент.

    Урегулирование конфликтов

    Без ссор и обид не бывает настоящей школьной жизни. Если ребенок не хочет учиться, необходимо первым делом поинтересоваться, что с ним происходит. Обязательно выясните, нет ли серьезных конфликтов с одноклассниками или учителями. И в первом, и во втором случае можно поговорить с ним по душам и разобраться в ситуации, которая привела к непониманию. Ребенку очень важно научиться отстаивать свои интересы перед сверстниками, поэтому не стоит препятствовать. В отношении учителей проследите, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и должным вниманием. Известно, что педагоги тоже иногда ошибаются. К сожалению, не всегда учитель бывает деликатным, тактичным и справедливым. Не позволяйте, чтобы ваш ребенок страдал из-за чьего-то дурного характера или даже настроения.

    Если конфликт все же произошел и он серьезный, обговорите дома все спокойно, как следует поступить. С младшим школьником можно вместе отправиться в класс и попытаться решить проблему на месте. С подростком сложнее. Взрослый ребенок не захочет показывать сверстникам свою слабость, поэтому действовать необходимо тоньше. Здесь помогут советы и личный опыт.

    Доверительные отношения

    Ребенок только тогда станет рассказывать родителям о своих имеющихся проблемах в школьном коллективе, когда знает, что близкие люди не станут его судить за что-то. Не нужно предъявлять ребенку пусть даже заслуженные обвинения за совершенные ошибки. На самом деле находиться долгое время ребенку среди сверстников очень нелегко. Он может испытывать усталость уже то того, что его ежедневно окружают одни и те же лица, с которыми, возможно, сложились не самые теплые отношения. Безграничное доверие поможет выяснить причину имеющихся разногласий в школе и эффективно ее устранить. Согласитесь, когда можно поговорить обо всем на свете, не составляет труда вместе справиться с любой мелочью. Ребенок должен во всем чувствовать поддержку родителей, что они помогут ему преодолеть любые препятствия.

    Посещайте с ребенком различные мероприятия, водите в театр на спектакли, в кино, больше гуляйте на свежем воздухе. Все это способствует сближению. Можно совместно играть в различные игры, смотреть интересные мультфильмы. Любому мальчику и девочке это придется по душе.

    Таким образом, проблема отсутствия желания у ребенка ходить в школу вполне решаема. Для этого не нужно изобретать чего-то сверхъестественного, необходимо просто лучше узнать свое чадо, постоянно находиться с ним в тесном контакте.

    Многие родители детей возраста 10-14 лет "вдруг" начинают замечать, что их ребенок не только вырос и возмужал, но и стал несдержанным, агрессивным и своенравным. "Ребенка словно подменили, - жалуются они. Он стал просто невыносимым, мы не знаем, что с ним делать?".

    За последние годы выросло целое поколение детей-подростков , которые целыми днями просиживают за компьютером и ничего не хотят делать. Их не интересуют девочки, они не желают учиться и помогать родителям по дому, а о всяких кружках, занятиях спортом и общении с друзьями они и слышать не хотят. Вся жизнь их протекает в стенах родительской квартиры, а отношения с другими членами семьи складываются у них очень плохо.

    Вхождение в подростковый период меняет каждого ребенка. На фоне гормональных изменений в организме у девочек в 10-11 лет, а у мальчиков в 12-14 лет процессы торможения в головном мозге идут медленно, а возбуждения, наоборот, очень быстро. Поэтому детей подросткового возраста любая мелочь очень быстро раздражает, а вот после того как они "заводятся" их затормозить уже очень трудно. Они любят цепляться к словам и обижаться на окружающих без никакой на то причины. В школе подростки становятся менее внимательными, запоминая только то, что им интересно и не загружая память той информацией, что им скучно. Кости и мышцы у детей подросткового возраста растут неравномерно, поэтому внешний вид у многих из них неуклюжий и непривлекательный.

    Гормональные всплески заставляют подростков жить в постоянном напряжении и смене . То им кажется, что жизнь полна радости и счастья, то они вдруг впадают в апатию и плачут, считая, что их незаслуженно обидели или невзлюбили. Особенно сильно проявляется эмоциональная неустойчивость характера у девочек-подростков, в связи с началом менструального цикла.

    С вступлением в подростковый возраст девочек больше всего интересует то, как они выглядят и могут ли они нравиться мальчикам. И если она замечает, что у нее маленькая грудь, тонкие ноги или нос с горбинкой, то это все и может стать причиной потери интереса к жизни. Больной темой мальчиков подросткового возраста является маленький рост, поэтому папам мальчиков маленького роста надо терпеливо объяснять подростку, что они сами в его возрасте были ниже ростом всех девочек в классе.

    Современные условия жизни ставят родителей в такие условия, что они вынуждены основную часть суток проводить на работе, а на общение с ребенком у них времени не хватает. В результате этого многие родители, приходя поздно вечером домой с работы и застав ребенка сидящего за компьютером, не спрашивают у него: "Как твои дела, все ли у тебя нормально?", а грозным голосом произносят: "Сколько можно сидеть за компьютером? Сиди прямо, не сутулься! А уроки ты уже сделал?".

    Проблема с детьми подросткового возраста не возникает у родителей, которые с детства привыкли доверять своему ребенку и не имели привычки контролировать его без необходимости. Уже с детства они общаются с ребенком на равных, не сюсюкаются с ним и не требуют от него безусловного подчинения взрослым. Ребенок в такой семьи хорошо понимает, что любые ошибки и оплошности родители ему простят. Поэтому он в подростковом возрасте, также как и в детстве, делиться с родителями своими переживаниями и мыслями, а не старается избегать общения с ними.

    Подростковая дурь не проявляется у тех детей, которых родители приучили чувству ответственности и трудолюбию. Кроме уборки по дому и покупки продуктов в магазине, эти дети находят время для занятий спортом и посещения различных кружков по интересам.

    Если же ребенок с детства привык только играть, кушать и спать, то и в подростковом возрасте он будет безучастен ко всему. Тут уж не стоит удивляться, если на все ваши попытки привлечь его к работе по дому, он вас просто "посылает". Он не привык трудиться и считает, что за ним должны ухаживать родители, а сейчас, когда он чувствует себя сильным, это его еще и забавляет. Упрекать в лени и ругать ребенка, стараясь возбудить у него остатки совести бесполезно, так вы только сделаете его более агрессивным.

    Для начала попытайтесь просто поговорить с подростком, расскажите ему, как прошел у вас рабочий день и как вы устали. Сославшись на усталость, попросите его помощь вам помыть посуду. Если реакция у ребенка будет положительной, то и дальше ведите себя с ребенком также дружески. Секретничайте с ним, делитесь своими мыслями и впечатлениями. Очень скоро подросток сам захочет рассказать вам о своей жизни и отношениях со сверстниками, слушая его, никогда не делайте ему замечаний и нотаций. Не ругайте его, не критикуйте и не требуйте изменения поведения.

    Всякие нравоучения и советы заставят его только закрыться, а общаться подростки любят только с теми, кто их хорошо понимает и любит таким, какие они есть. Но смеяться и радоваться тому, когда подросток рассказывает вам о том, как он отобрал чего-то у маленького ребенка, конечно же, не следует. В этом случае нужно серьезно поговорить с ним и найти пути формирования у него правильного отношения к жизни. Возможно, за помощью придется обратиться к психологу, но помочь подростку избежать повторения ошибок родители обязаны.

    Если вы ищите ответ на вопрос : "Почему подросток ничего не хочет?", то посмотрите на свою жизнь со стороны. Родительский пример - самое главное в воспитании ребенка. Если вы любите работу, никогда не унываете, умеете радоваться и общаться, то и дети ваши будут иметь оптимистический взгляд на жизнь. Ничего не хотят делать дети тех родителей, которые постоянно жалуются на жизнь, любят валяться в кровати или сидеть с бутылкой пива перед телевизором, вместо того, чтобы вместе прогуляться или сходить в театр с ребенком подростком. Положительный настрой родителей на будущее и их вера в исполнении всех мечтаний обязательно повлияет на мировоззрение подростка и научит его находить интересные стороны жизни.

    Добрый день, дорогие родители! Школьные годы и для вас, и для детей – большое испытание. Малыши и подростки не хотят учиться, прогуливают уроки, обманывают… В общем, делают все, чтобы не учиться.

    Но если на первоклассника еще можно «надавить» родительским авторитетом, то как быть с ребенком 12-14 лет? Если подросток не хочет учиться, что делать родителям, советы психолога дадут ответ на этот вопрос.

    Дорогие читатели, если вы адекватные родители, и по-настоящему любите свое чадо, то наверняка зададитесь вопросом: «Почему не хотят учиться дети?».

    Конечно, современные уроки в школе нельзя назвать увлекательными, интересными (за редким исключением). Они превратились в принуждение, обязательную программу, которую должны пройти все дети от 6 до 16 лет.

    Методические пособия по воспитанию малышей исписаны убеждениями в том, что обучение для ребенка нужно делать интересным, близким к игре, но в старшей школе на игры уже не остается времени.

    Учитель не всегда успевает даже доступно объяснить материал. О том, чтобы целенаправленно воспитывать любовь к своему предмету, уже нет и речи.

    Дети, не приученные к самодисциплине и не самостоятельные, теряют уважение к школе, учителям, пасуют перед трудностями, не видя в них смысла. Такова реальность. Но причины могут заключаться не только в этом.

    • . Кроме посещения школы, многие дети ходят в кружки, клубы по интересам. Но и там нагрузка велика. В результате ребенок устает, ему уже ничего не хочется. Он мечтает только отдохнуть, погулять с друзьями. Спросите себя: есть ли у вашего подростка такая возможность? Дети в возрасте от 12 до 16 лет нуждаются в общении, они приобретают ценные социальные навыки. Не лишайте их этого удовольствия. Но общение должно быть обоснованным и дозированным, тогда оно будет полезным.
    • Тоталитарный контроль со стороны родителей . Если взрослые контролируют ребенка во всем, интерес к учебе и любому виду деятельности, в конце концов, пропадает. Если в работе нет самостоятельности, действия подростка становятся бездумными, он перестает ощущать себя личностью. Зачем учиться, к чему-то стремиться, если родители все давно решили за него?


    • Отсутствие контроля . Это другая крайность, которой тоже не должно быть в семье. Самостоятельность нужно развивать постепенно, доверяя малышу сначала простые вещи, а от подростка уже требуя помощи по хозяйству, проявляя желание выслушать и принять к сведению его мнение по поводу важных семейных решений.
    • Проблемы с одноклассниками или учителями . Если подросток чувствует себя изгоем в классе, его по какой-то причине учителя лишают своего внимания или относятся к нему пренебрежительно, рано или поздно он будет отказываться посещать учебное заведение. Уговорами здесь не поможешь. Нужен глубокий психологический анализ ситуации, беседы с педагогическим составом.

    Что еще может повлиять на желание учиться?

    Но бывает так, что внешне ситуация кажется благополучной: ребенок старается, учителя относятся к нему хорошо, одноклассники уважают, а ходить в школу он все равно не хочет, юлит, врет, сопротивляется уговорам. Что делать родителям?

    Причины такого поведения могут проявляться на подсознательном уровне и состоять в скрытых физиологических или психологических потребностях, которые ни родители, ни сам подросток не осознает:

    • неблагоприятная ситуация в семье (родители ссорятся, ребенок ощущает себя ненужным);
    • физические недостатки (речевые, хромота, сутулость и т.д.), которые провоцируют развитие комплексов;
    • друзья и окружение (обратите внимание, как ваши близкие и семья в целом относятся к школе, учебе, как высказываются о потребности в образовании, о чем беседует подросток с друзьями);
    • вредные привычки (длительные прогулки со сверстниками, перерастающие в бродяжничество; компьютерные игры);
    • гиперактивность – это заболевание, которое обычно диагностируется в раннем возрасте и к подростковому возрасту уже находится под контролем взрослых, однако отдельные его проявления могут давать знать о себе (отсутствие внимания, неумение сосредоточиться, высидеть долго за партой).


    Если причину удалось определить, стоит приступить к преодолению препятствий у подростка к учебе.

    Что предпринять?

    Если взрослые не могут сами решить проблему, не лишним будет проконсультироваться с психологом. Психолог в такой ситуации должен рассмотреть две стороны: родителей и ребенка. И только на основании такого общения делать выводы и рекомендации, почему подросток не хочет учиться.

    Однако, если немного обобщить, можно дать следующие советы:


    • Поговорите с учителями : у них обычно имеется достаточно наблюдений за каждым учеником.
    • Не ругайте за оценки . Создайте оптимистическое настроение. Внушите подростку, что все поправимо.
    • Если ребенок интересуется чем-то, кроме школьных предметов, например, танцами, плаванием, рукоделием, пообещайте ему поощрение в этой области (поход на интересный концерт, красивый набор, поездку на конкурс и т.д.).

    И самый главный совет — ЛЮБОВЬ! Любите своего ребенка не за хорошее поведение или оценки, а просто так. Потому что он ваш, самый замечательный и прекрасный. Безусловная любовь ключ к успеху.

    Самое главное – помнить, что мы с вами, дорогие читатели, взрослые люди, и решение детских проблем нам должно быть подвластно.