Когда лучше ходить на кладбище пасху. Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище

Существует несколько противоположных мнений о том, можно ли ходить на кладбище в Пасху. Кто-то уверен, что можно. На самом деле это ошибка. Но мало кто знает, почему нельзя ходить на кладбище на Пасху.

Пасха - святой праздник. Это день радости - светлая дата. На Пасху не служат панихид. Для скорби эта дата не создана. Поминальный день - второй вторник после пасхального воскресенья. Что касается Пасхи и недели после неё, то нужно печь куличи, красить яйца, встречаться с близкими. Священники не одобряют походов на кладбище. Эта традиция ошибочно сложилась в советском союзе. Тогда пытались отлучить людей от веры, закрывая храмы. Только священнослужители схожи во мнении - поход в храм нельзя заменить походом на кладбище. Не нужно предаваться скорби и унынию. В светлую дату нужно помнить о живых.

Почему нельзя ходить на кладбище на Пасху?

Пасха - большой христианский праздник. У верующих эта каноническая дата считается одной из самых главных. Пасхальное воскресенье - день победы Жизни над Смертью - день, когда нужно радоваться, встречаться с друзьями и близкими, делать добрые дела живым. Для грусти день не создан. Тем не менее многие стремятся на кладбище выполнить свой долг перед родителями. Люди, которые так поступают, думают, что перед Богом все равны. Чтобы избежать кривотолков, стоит разобраться, что говорит о традиции посещения кладбища в Пасху церковь.

Адреса нашей компании по всей России

Церковные каноны

Священники все как один говорят о том, что посещать кладбище на Пасху - большая ошибка. Люди, которые не ходят в церковь, делают это по привычке. Между тем для соблюдения религиозных канонов стоит прислушиваться к мнению Церкви. А как она объясняет, почему нельзя ходить на кладбище на Пасху?

Церковь говорит о том, что человеческая природа хрупка. Мы не можем разделить в душе ликование и грусть. Именно поэтому посещать кладбище не стоит. Между тем есть небольшое различие во мнениях. Одни представители Церкви лишь накладывают предписание отложить посещение сакрального места до Радоницы. Другие говорят, что поход на кладбище сродни греху, ведь уныние, а тем более в столь светлый праздник - не иначе как грех.

Как бы нам не хотелось, но грусть и печаль всегда сопровождают нас в тишине среди надгробий. Жухлая трава, покосившийся от времени надгробный камень, пожелтевшее фото… что-то обязательно вызовет в душе скорбные чувства. Даже, если Вы пришли на кладбище с благой целью - привести могилы в порядок, установить новый памятник, постарайтесь в следующий раз найти для этого более подходящую дату. Помощь с изготовлением и нанесением фото на памятник Вам окажет наша компания.

Истоки традиции

Приподнимем завесу истории, чтобы понять, на сколько серьёзен запрет присутствия на кладбище в Пасху. Существуют упоминания о том, что посещение кладбище на Пасху стали практиковать в советское время. Это не совсем верно. Люди поступали так и раньше, поэтому религиозные предписания в этом вопросе можно считать относительно новыми.

Если совершить экскурс в прошлое, то что нам откроется? Деревни и маленькие города с плохими дорогами, где жизнь шла своим чередом. Здесь всё было рядом - и церковь, и местное кладбище. Всё потому, что по бездорожью усопшего после отпевания пришлось бы куда-то везти, а это было не удобно, особенно в осеннюю и весеннюю распутицу.

Так и сложилось, что после Церкви люди шли на кладбище. В Пасхальное воскресенье верующие собирались в храме. Сюда съезжались из разных сёл и городов все члены семьи ежегодно. Растягивать празднования больше чем на неделю возможности не было, вот и навещали могилы близких после богослужений, несли освященные дары.

Одной из главной народной традиций на Пасху является поминовение умерших родственников на кладбище. Миллионы людей в этот праздник, вместо того, чтобы идти в церковь, для того, чтобы восхвалить Воскресение Божие, отправляются поминать умерших. Поддерживает ли православная церковь посещение кладбища на Пасху?

Для того, чтобы ответить на вопрос, можно ли ходить в Пасху на кладбище , нужно вспомнить о смысле этого праздника. Пасха — это праздник свободы, освобождение душ, день победы света над тьмой. Изначально это праздник радости. А посещение могил родственников на кладбище подразумевает под собой скорбь, тоску и печаль. В этом смысле, посещая кладбище на Пасху, верующие отстраняются от сути праздника.

С другой стороны, как утверждают священнослужители, Пасха является «днем мертвых» , так как в это день, согласно евангелию, Иисус спустился в ад, чтобы освободить души мертвых и возвестить о вечной жизни и спасении. Ни один христианин не может возразить, что Пасха Христова — праздник воскресения всего живого, всей человеческой природы.

Православная церковь не запрещает ходить на кладбище в Пасху. Нет никакого запрета для человека, дня, обстоятельства, из-за которого ему было бы нельзя навещать могилы своих родственников. Но не стоит забывать и про то, что Пасха — день радости, света и нет места в этот день печали, слезам и скорби. Между тем, в церковном календаре есть специальный день для поминовения умерших — Радоница, Родительский день . В 2015 году Радоница отмечается 21 апреля, на 9 день после Пасхи. Именно в этот день священники советуют приходить к могилам своих родственников и совершать поминальную трапезу.

Интересно, что традиция посещать кладбища на Пасху появилась после раскола Русской православной церкви в 17 веке и во время гонения старообрядцев. Молиться им приходилось в тайне ото всех, в особых помещениях. Так, именно у старообрядцев появился обычай ходить на кладбище в Пасху. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

04.04.2015 09:54

Родительские субботы широко известны в народе. В эти дни принято ходить на кладбища и поминать...

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается...

Пасха — самый светлый и радостный день для всех христиан. С этим праздником связано много традиций и обрядов, некоторые из которых вызывают тематические споры среди верующих. Например, вопрос о том, когда ходят на кладбище на Пасху или Красную горку, довольно часто рождает споры среди обычных граждан. Во многих крупных городах принято ходить на кладбище именно на Пасху, в то время как в большинстве регионов это делают до и после Светлого Воскрешения Христова. Аналогичный вопрос возникает и в отношении другого важного православного праздника — Троицы. Но в этом случае верующих больше интересует именно день — суббота или воскресенье, в который нужно ходить на погост. О том, когда правильно посещать усопших родственников в великие христианские праздники с позиции православной церкви и пойдет речь далее.

Когда ходят на кладбище перед или после Пасхи 2017 на Красную горку?

Прежде чем перейти к вопросу о том, когда ходят на кладбище — перед или после Пасхи на Красную горку, стоит обозначить один важный момент. Чаще всего именно на главные христианские праздники у людей возникает потребность помянуть усопших родных. Но в православном церковном календаре существуют специальные поминальные субботы, в которые можно не только заказать службу в храме, но и посетить погост. Увы, большинство современных верующих о них забывают и пренебрегают такой возможностью.

Но вернемся к вопросу о том, когда всё-таки нужно ходить на кладбище перед, на Пасху или после на Красную горку. Православная церковь имеет довольно четкий ответ на этот вопрос. Посещать кладбище можно и перед, и после Воскрешения Господнего на Красную горку, но не в сам праздник Светлой Пасхи. Дело в том, что Пасха — это праздник над праздниками для каждого христианина. В этот день верующий должен всей душой радоваться и ни в коем случае не горевать, стоя возле могил близких людей. Для поминания существует свое время, в частности первое воскресенье и вторник после Пасхи, которые в народе в зависимости от региона называют по-разному: Радоницей, Красной горкой, Гробками, Проводками, Фоминой неделей.

Почему ходят на кладбище на Красную горку после Пасхи

Считается, что на Пасху души умерших спускаются с небес и навещают своих родственников на протяжении всей пасхальной недели. Отсюда логично предположить, что в эти дни в посещении кладбища потребности нет. А вот после окончания праздничной недели души усопших следует проводить обратно, посетив их могилы и помянув их на кладбище. Но откуда тогда пошла в корне неправильная традиция ходить на кладбище именно на Пасху? Она возникла в советское время, в период преследования православных верующих. Празднование Пасхи, как и любого другого христианского праздника, было запрещено, а посещение церковной службы было невозможно из-за отсутствия храмов. Единственным местом, где верующий человек мог без страха отпраздновать Воскрешение Господне было кладбище, на котором православные могли помолиться, а заодно и усопших помянуть.

Когда и зачем православные ходят на кладбище перед Пасхой 2017

С тем когда православным следует ходить на кладбище после Пасхи разобрались, но остался вопрос о том зачем посещать могилы до Воскрешения Христа. Во время Великого Поста есть Родительские субботы — четыре дня поминания старших усопших родственников. В эти дни нужно ходит в храм и по возможности посещать погост. Кроме того, верующие ходят на кладбище перед Пасхой и для того, чтобы успеть навести порядок на могилках. С учетом того, что Воскрешение Христово празднуется весной, нужно успеть до Радоницы убрать прошлогодние сухие ветки и сорняки, сменить венки и обновить краску на оградке. Надеемся, теперь вам стало более понятно когда и зачем православные ходят на кладбище перед Пасхой.

Когда православные христиане ходят на кладбище перед Пасхой

Если говорить более подробно о том, когда лучше всего ходить на кладбище перед Пасхой для уборочных работ, то особых церковных предписаний на этот счет нет. В народе оптимальным считается период 1-2 недели до Воскрешения Господнего. Таким образом, убранные в это время могилки не успеют порасти травой и потерять опрятный вид до начала Радоницы.

Когда ходят на кладбище в Троицу — в субботу или в воскресенье?

Еще один вопрос, волнующий верующих не менее, чем время посещение погоста перед и после Пасхи, касается Троицы и того, когда следуют ходить на кладбище — в субботу или воскресенье. Церковь дает довольно четкий ответ на этот вопрос — на Троицу, которая всегда выпадает на воскресенье, ходить на кладбище не стоит. Как и в любой другой церковный праздник, на Троицу следует посетить утреннюю службу в храме, после которой можно помолиться за усопших и поставить свечи за упокой. Считается, что на Троицу в храме можно молиться даже за самоубийц, неприкаянным душам которых такие молитвы дают хотя бы временное упокоение.

Когда Троицкая суббота и зачем в этот день ходят на кладбище

Тогда когда ходят на кладбище в Троицу — посещать могилы родных людей нужно не в воскресенье, а в субботу перед праздником. Кстати, день перед Троицей называется Троицкой Родительской субботой и является специальный днем для поминания усопших. В это время следует не только посещать церковные службы, но и ходить на погост.

Теперь вы знаете, когда ходят на кладбище до и после Пасхи 2017 на Красную горку, а также в какой день на Троицу — в субботу или воскресенье. Уверены, эти знания помогут вам соблюдать христианские обычаи правильно согласно церковным предписаниям.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий ». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.

Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика ».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых ». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:

«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых », он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить ». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Для иудеев, а позже и для отделившихся от них христиан, Пасха всегда была светлым праздником. Сначала однокоренными для Пасхи словами обозначались два важных для еврейской истории события. Первое из них – десятая «египетская казнь», когда мор прошел по всем домам, поразив всех первенцев у людей и скота, миновав только еврейские семьи. Второе – исход евреев из Египта. Слово «пасха» связано с термином «пасах», которое на иврите обозначает «миновал», «прошел мимо». В любом случае, слово несло положительный оттенок для еврейского народа еще в Ветхозаветной истории.

Позже, когда, в соответствии с библейской историей, на дату празднования исхода евреев выпало Воскресение Христово, Пасха стала ассоциироваться именно с ним: более того, не все наши современники, причисляющие себя к христианам, знают о «египетских казнях» и исходе из Египта как раз на праздник Пасхи. Хотя, конечно, для христиан и неевреев именно этот аспект Пасхи и является основным: более того, это самый древний и один из самых радостных праздников в этой конфессии – наряду с Рождеством и Благовещением.

Именно поэтому церковь считает греховным предаваться мрачным и грустным мыслям об усопших в тот день, который у верующих должен ассоциироваться как раз с победой над смертью.

Еще одна причина, почему визит стоит отложить, заключается в том, что обычно мы убираемся на могиле при посещении кладбища, а в Пасху, как и в прочие церковные праздники, делать этого нельзя.

Откуда появилась традиция ходить на кладбище в Пасху

Но почему же все-таки сложилось так, что наши бабушки-дедушки и родители упорно верят, что именно на Пасху нужно отправляться на кладбище для уборки и поминовения? Дело в том, что в советские времена излишняя религиозность, как известно, не одобрялась – как минимум. Храмы были закрыты, а кладбища – открыты. И верующие пытались сохранить какую-то обрядовость так, как умели и могли; возможно, единственным решением было как раз посещение кладбища в этот день: тогда встречались с живыми родственниками и могли помянуть ушедших.

Теперь, когда на Пасху можно смело отправляться в храм, именно это и стоит делать – хотя по старой памяти люди старших поколений все еще упорно тянутся на кладбища. Делать этого не стоит: для этого есть специально отведенные дни.

Кстати, есть также мнение, что обычай посещать кладбище в Пасху сложился еще до запрета на храмы, то есть до Революции: в сельской местности храмы и погосты часто располагались рядом, поэтому люди просто шли к усопшим сразу после Пасхальной службы.

Когда отправиться на кладбище в честь Пасхи?

В первую очередь для того, чтобы нанести визит усопшим с вестью о том, что Христос Воскрес, есть Радоница: вторник Фоминой (следующей после Пасхальной) недели. Вопреки устоявшимся традициям, не стоит нести на могилу еду и тем более водку, как это любят делать в России; однако окрашенное в красный цвет яичко принести можно и нужно – оно является символом Воскресения и победы жизни над смертью.